Понедельник, 20.05.2024, 05:55Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ СОШ село Суслово
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
» Форма входа

» Категории раздела
Мои файлы [8]

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок "Механические колебания и волны" 9 класс
[ Скачать с сервера (5.36 Mb) ] 12.02.2013, 20:20

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Суслово

 

 

 

 

 

Конспект урока по физике
в 9 классе

«Механические колебания и волны

вокруг нас»

 

 

подготовила

учитель физики и математики

Салимжанова Наиля Наильевна

 

 

 

 

 

 

                                                      Суслово 2011

 

 

Тип урока: повторение.

Вид урока: урок конференция-исследование.

Цели урока:

Развивающая: 1.Уметь осмысленно воспроизводить подобранный материал.

2.Уметь работать с физическими приборами.

Образовательная: 1.обобщить и систематизировать знания, связанные с понятиями: волна, колебания, звук.

2.Изучить зависимость периода колебаний от длины нити.

Воспитательная: 1.уметь слушать и слышать.

2.Бережно относиться к приборам и друг к другу.

Задачи урока:

1.            научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой по заданной теме.

2. развивать интерес к физике.

3. Исследовать зависимость периода колебаний маятника от длины нити.

 

План проведения урока конференции- исследования.

1. Фронтальный опрос учащихся по основным понятиям темы.

2. Вступительное слово учителя.

3. Доклады обучающихся.

1) Маятник на службе у человека.

2) Часы.

3) Проводники звука.

4) Шум и борьба с ним.

5) Как слышит ухо.

6) Неслышимые звуки.

7) Ультразвук - помощник человека.

8) Резонанс в технике.

9) Сейсмические станции.

10) Эхо.

11) Мост в Волгограде.

4.Выполнение исследования «Изучить зависимость периода колебаний от длины нити» .

5. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

Опрос учащихся.

-что называют механическими колебаниями?

Механическими колебаниями называются движения тел, точно повторяющиеся через одинаковые промежутки времени

- основные характеристики колебаний?

         А - амплитуда механических гармонических колебаний - модуль наибольшего смещения колеблющегося тела (материальной точки) от положения равновесия. Единица измерения амплитуды – 1 метр.

ω - круговая (циклическая) частота

Т - период колебаний – время, за которое колеблющееся тело совершит одно полное колебание

ν - частота (величина, обратная периоду) показывает, сколько колебаний совершается за единицу времени

- как задается закон движения тела?

 Закон движения тела, совершающего колебания, задается с помощью   некоторой периодической функции времени x = f(t )

- что такое волна?

Явление распространения колебаний в пространстве с течением времени называется механической волной.

- какие бывают волны?

Механические волны бывают

 поперечными и

продольными:

колебания частиц поперечной волны происходят перпендикулярно (поперек) направлению распространения волны

колебания частиц продольной волны – вдоль этого направления

- скорость распространения волны?

Физическая величина, равная отношению длины волны (λ) к периоду колебаний ее частиц (T), называется скоростью волны

Скорость звука в воздухе ≈ 330 м/с.

Скорость распространения звуковых волн в разных средах неодинакова. Медленнее всего звук распространяется в газах.

В жидкостях звук распространяется быстрее.

В твердых телах – еще быстрее.

В стальном рельсе, например, звук распространяется со скоростью  5000 м/с.

-длина волны?

Расстояние между двумя ближайшими частицами среды, находящимися в одинаковом состоянии, называется длиной волны.

-стоячая волна?

Если волны, бегущие по струне во встречных направлениях, имеют синусоидальную форму, то при определенных условиях они могут образовать стоячую волну.

- какие волны называют звуковыми?

Звуковыми волнами или просто звуком принято называть волны, воспринимаемые человеческим ухом.

Волны с частотой менее 20 Гц называются инфразвуком, а с частотой более 20 кГц ультразвуком.

2. Вступительное слово учителя

Ребята, вы хорошо подготовились к уроку. А теперь познакомимся с планом нашей конференции. Я раскрываю доску. План урока на доске. Указаны темы и фамилии докладчиков.

Мы живем в мире колебаний. Маятник стенных часов, фундамент быстроходной турбины, кузов железнодорожного вагона, струна гитары и т.д.

По современным воззрениям, все звуковые, тепловые, световые, электрические и магнитные явления, т.е. важнейшие физические процессы окружающего нас мира, сводятся к различным формам колебания материи.

Речь, средство общения людей, музыка, способная вызвать у людей сложные эмоции, - физически определяются так же, как и другие звуковые явления, колебаниями струн, воздуха, пластин и других упругих тел.

Колебания играют важную роль в таких ведущих областях техники, как электричество и радио. Выработка, передача и потребление электрической энергии, телефония, радиовещание, телевидение, радиолокация – все эти важные отрасли основаны на использовании электрических и электромагнитных колебаний.

С колебаниями мы встречаемся и в живом организме. Биение сердца, сокращение желудка, деятельность кишечника имеют колебательный характер.

Строители и механики имеют дело с колебаниями сооружений и машин. Кораблестроители – с качкой и вибрацией корабля и т. д.

Трудно назвать такую отрасль, где колебания не играли бы существенной роли.

Давайте послушаем, как с помощью маятника люди узнали многие свойства Земли.

3. Доклады обучающихся.

Докладчик № 1_ _ _ _ (приложение 1)

Учитель. Можно ли назвать какое–нибудь устройство, распространенное, как часы?

Докладчик № 2_ _ _ _ (приложение 2)

Учитель. Мы живем в мире звуков. Давайте послушаем о том, какие вещества проводят звуки хорошо, а какие плохо.

Докладчик № 3_ _ _ _(приложение 3)

Учитель. Теперь мы знаем об этом и послушаем, как бороться с шумом.

Докладчик № 4_ _ _ _(приложение 4)

Учитель. Мы охотно слушаем музыку, пение птиц. Как же слышит наше ухо?

Докладчик № 5_ _ _ _(приложение 5)

Учитель. Наше ухо воспринимает колебания от 16 Гц до 20 000 Гц. Колебания, лежащие за этими границами, нам не слышны, но их природа тождественна звукам, поэтому мы их тоже называем звуками.

Докладчик № 6_ _ _ _(приложение 6)

Учитель. А теперь послушаем о том, как в нашей жизни нам помогают ультразвуки.

Докладчик № 7_ _ _ _(приложение 7)

Учитель. Резонанс. Это хорошо или плохо? А в технике?

Докладчик № 8_ _ _ _(приложение 8)

Учитель. Резонанс может играть полезную роль, а может вредную. Послушаем о вреде резонанса.

Докладчик № 9_ _ _ _(приложение 9)

Учитель. Цунами, землетрясения. Как их предсказать?

Докладчик № 10_ _ _ _(приложение 10)

Учитель. Название "эхо” связано с именем горной нимфы Эхо, которая, согласно древнегреческой мифологии, была безответно влюблена в Нарцисса. От тоски по возлюбленному Эхо высохла и окаменела. От нее остался только голос, способный повторять окончания произнесенных в ее присутствии слов.

4.Выполнение исследования «Изучить зависимость периода колебаний от длины нити» .

 

5. Подведение итогов.

Ребята, я надеюсь, что вы сегодня не только повторили изученный материал, но и узнали много нового. Дальше выставляю оценки за выступления.  

Список использованной литературы

1.     Пёрышкин В.А., Гутник Е.М. Учебник физики 9 класс. - М.: Дрофа, 2010год.

2.     Перельман Я.И. Занимательная  физика,  математика  и  астрономия.-Москва: ДетГи3,1959год.


Категория: Мои файлы | Добавил: неля
Просмотров: 7573 | Загрузок: 463 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz