Четверг, 09.05.2024, 04:15Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ СОШ село Суслово
Главная | Проблемы межпредметных связей | Регистрация | Вход
» Форма входа

» Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Проблемы межпредметных связей общеобразовательной школы


МБОУ СОШ с.Суслово г. Бирск 

 

 

Межпредметные связи (МПС) являются важным дидактическим условием формирования прочных и глубоких знаний и умений у обучающихся по предметам естественнонаучного цикла, развития у них познавательного интереса к изучению физики, химии и биологии, формирования естественнонаучного мировоззрения, диалектического способа мышления.

 Решающая роль в практической реализации МПС в учебно-воспитательном процессе принадлежит учителям. Существуют условия, от которых в первую очередь зависит эффективность реализации МПС в школе. Многие учителя считают, что МПС необходимы, и их нужно активно использовать в учебно-воспитательном процессе школы. Для этого нужна специальная работа методистов, администрации школ, направленная на объединение учителей физики, химии, биологии и географии для решения проблемы реализации МПС в школе. Разработка тематического планирования МПС, проведение анализа учебных программ, разработка и проведение комплексных форм учебных занятий, организация внеклассной работы, направленной на реализацию МПС, выработка единой методики и требований к формированию понятий требует совместной деятельности учителей. Однако учителя испытывают затруднения в осуществлении согласования во времени изучения отдельных тем смежных предметов, что объясняется, с одной стороны, отсутствием навыков коллективного анализа программ и учебников по смежным дисциплинам, а, с другой стороны, учителя работают по разным вариантам программ по физике, химии и биологии, выбор которых между ними не согласуется. Физика тесно связана с математикой. Математика предоставляет аппарат, с помощью которого физические законы могут быть точно сформулированы. Физические теории почти всегда формулируются в виде математических выражений, причём используются более сложные разделы математики, чем обычно в других науках. И наоборот, развитие многих областей математики стимулировалось потребностями физических теорий. Например, впервые школьники встречаются с понятием направленного отрезка – вектора, в курсе физики 7 класса. Это – «Сила». В начале курса физики 9 класса изучается «Механическое движение», где водится понятие перемещения, как векторной величины, действия над векторами. В курсе алгебры «Векторы» даются в это же время, что существенно затрудняет изучение данного понятия, как физической величины. Более рационально изучение темы «Векторы» в конце 8 класса курса алгебры. Тогда изучение векторных величин в курсе физики будет уже более осознанным. Применение математических навыков при решении физических задач играет важную роль: задачи на движение начинают решать уже в 3 классе (S=v*t), далее на совместное движение, или движение по течению реки или против течения реки (5 класс). Когда аналогичные задачи встречаются в курсе физики, то вызывают определенные затруднения при их решении:

 интерпретация условия задачи,

 краткая запись условия:

 графическая модель задачи,

 табличная модель задачи.

 Отсутствует единство интерпретации одних и тех же понятий, что приводит к серьезным затруднениям и ошибкам при их усвоении. Кроме того, у учащихся остаются несформированными обобщенные умения.

В курсе физики – 7 при изучении темы «Сила» есть задачи на построение вектора определенного масштаба. (Cборник задач по физике, 7, В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, М.: Просвещение, 2010) №359. Изобразите графически силу, направленную вертикально вверх, модуль которой равен 4 Н (масштаб: 0,5 см -1Н). Здесь наблюдается связь с географией, ОБЖ: ориентирование на местности, работа с картами.

 Известно, что не только учителя физики, но и смежных предметов естественного цикла испытывают серьезные затруднения в формировании умений решать задачи, требующие комплексного применения знаний. (10 класс, молекулярная физика.) Это связано с тем, что в задачниках и сборниках упражнений по физике, биологии и химии практически не встречается задач межпредметного содержания. Важно, чтобы у детей сформировалось ассоциативное и абстрактное мышление. Без этого невозможно понять процессы, протекающие в микромире.

 Большие затруднения учителя испытывают в проведении практических и лабораторных работ, требующих комплексного применения знаний смежных предметов естественного цикла. Причина этого кроется в отсутствии подобных работ в учебниках и методических пособиях.

 Физику иногда называют «фундаментальной наукой», поскольку другие естественные науки (биология, геология, химия и др.) описывают только некоторый класс материальных систем, подчиняющихся законам физики. Например, химия изучает молекулы и образованные из них вещества. Химические же свойства вещества однозначно определяются физическими свойствами атомов и молекул, которых описываются в таких разделах физики, как термодинамика, электромагнетизм и квантовая физика. Поэтому автономное изучение предметов приводит к тому, что ученики не понимают ни физику, ни химию.

 В курсе «Физика 8» изучается химическое действие тока. Устройство гальванического элемента можно рассмотреть на примере электролиза. В основу изучения можно положить теорию, которую разработал Н.Н. Бекетов «Электрохимический ряд напряжений металлов». Электролиз изучается в курсе химии 9 класса. Тема «Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива», 8 класс. Что является продуктом горения? В основном СО2. Здесь можно говорить об экологии окружающей среды около ТЭС, глобальном потеплении, круговороте воды в природе.

 Занятость учителей, низкий контроль родителей за детьми, низкая познавательная активность учащихся, все это существенно затрудняет эффективное использование МПС в школе.

Методические объединения учителей естественных наук, географии, математики могли бы скоординировать работу учителей смежных предметов, своевременно оказать методическую помощь учителям. Специальная курсовая подготовка в институте повышения квалификации; передача опыта работы по проблеме МПС – решение задачи межпредметных связей.

 Выпускаются образовательные журналы и труды научных школ, материалы конференций, активизируется разработка различных педагогических моделей, в частности целостной педагогической образовательной развивающей и развивающейся модели, которая потребовала пересмотра роли межпредметных связей в обучении и ввела их в ранг основополагающего дидактического принципа в системе развивающего обучения.

 Процессы преобразований, происходящие в обществе, требуют от учителей и преподавателей переориентации сознания и профессиональной деятельности на реализацию межпредметных связей в процессе обучения, так как созданные реальные предпосылки реализации межпредметных связей в школе и вузе ведут к массовому использованию новых педагогических технологий, направленных на реализацию принципа межпредметных связей в обучении.

 Таким образом, в настоящее время налицо полное осознание необходимости внедрения в учебный процесс школ и вузов основных положений личностно-ориентированной технологии развивающего обучения, опирающейся на основополагающий дидактический принцип межпредметных связей.

Литература

1. Журнал «Мир науки, культуры, образования».

2. Использование исторического материала на уроках физики для решения воспитательных задач  О.Р. Шефер - г. Челябинск

» Архив записей

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz